спецпроект
МЦК
В сентябре этого года состоится первый этап запуска Московского центрального кольца (МЦК), которое уже обозначено на картах метро, как его 14-я линия. В часы пик городские электрички «Ласточка» будут с шестиминутными интервалами курсировать между 31 новой станцией, с каждой из которых можно будет пересесть на наземный городской транспорт. 17 станций МЦК будут связаны переходами с метро, а еще 10 — с радиальными железнодорожными ветками. В первый год запуска будет работать 14 пересадок на линии Московского метро и 6 пересадок на пригородные электрички, остальные откроют в ближайшие два года. Один из первых мегапроектов в истории Москвы — Окружную железную дорогу, построили за 5 лет и запустили в 1908 году, чтобы освободить город от «товарных пробок». Пассажирские перевозки на ней прекратили в 1934 году и сейчас запускают вновь после 82-летнего перерыва.
Цифры и факты
Как сократится среднее время поездки на московском городском транспорте после запуска МЦК? Cколько стоило городу строительство 31 транспортно-пересадочного узла центрального кольца, каким будет время интервалов движения «Ласточек» на протяжении дня и в часы-пик? Вся ключевая информация об МЦК — в цифрах и фактах.
История МЦК
Почему к концу XIX века Москва завязла в «товарных» пробках? Как сокращение бюджета на строительство Московской окружной железной дороги отразилось на организации пассажирских перевозок на ней? Почему с середины 1960-х центральный выход со станции метро «Ленинский проспект» простоял законсервированным до наших дней и как это связано с Московским центральным кольцом? За более, чем вековую историю, МЦК прошло через разные этапы, длившиеся десятилетиями, и сейчас, после комплексного обновления, выходит на новый уровень, возвращаясь к пассажирским перевозкам.
Кольцо государственной важности
Один из первых мегапроектов в истории Москвы — Окружную железную дорогу, построили за 5 лет и запустили в 1908 году, чтобы освободить город от «товарных пробок». Пассажирские перевозки на ней прекратили в 1934 году и сейчас запускают вновь после 82-летнего перерыва.
Лекарство от «товарных пробок»
К концу XIX века бурно развивавшееся по всей стране производство и рост потока грузов привели к тому, что Москва впервые встала в пробках, тогда еще не в автомобильных, а в «товарных». В город по множеству частных железных дорог стекалось огромное количество грузов, которые при существовавшей логистической инфраструктуре невозможно было оперативно отсортировать и переправить по адресу. «С ветки на ветку» все товары в черте города перевозили ломовые извозчики, которые не справлялись ни с количеством грузов, ни со сроками. Пристанционные склады и в городе и на подъездах к нему систематически оказывались забиты до отказа, а вереницы груженых телег, растягивавшихся от вокзала к вокзалу, систематически затрудняли уличное движение в Москве. Было подсчитано, что их количество можно сократить на 30 000 и разгрузить таким образом улицы, если удастся наладить железнодорожное сообщение между ветками разных направлений.
Первый мегапроект Москвы
Чтобы решить сложившуюся проблему, Москва тогда реализовала первый городской мегапроект: государство скупило частные железнодорожные компании и объявило конкурс на создание кольцевой железной дороги, которая позволит наладить
Померанцев Александр Никонорович
архитектор
их сообщение в черте города. Из тринадцати представленных проектов отборочная комиссия выбрала проект инженера Петра Рашевского, который и стал впоследствии начальником работ по сооружению Московской Окружной железной дороги. Спроектированное им двухпутное железнодорожное кольцо длиной в 54 километра (а с учётом примыкающих веток и подъездных путей – 145 км) предназначалось не только для грузовых перевозок, но и для пассажирского движения. Сметная стоимость проекта составляла 55 миллионов рублей, но позже, под давлением министра финансов графа Витте, расходы сократили до 38,7 миллионов.
Грузовой приоритет
Движение на Московской Окружной железной дороге было официально открыто 19 июля 1908 года. В те годы в сутки по дороге проходило четыре поезда. Как и планировалось, приоритет отдали грузовым перевозкам, и это сразу дало ощутимые результаты: дорога разгрузила подъезды к вокзалам, грузооборот Москвы вырос в несколько раз, при этом с улиц ушли «пробки» из ломовых извозчиков. А вот с организацией пассажирских перевозок с самого начала, что называется, «не заладилось». От заявлявшейся изначально идеи о четырехпутном железнодорожном кольце (два — под грузовые перевозки, два — под пассажирские) отказались ради экономии. А наладить удобную систему перевозки пассажиров на построенных двух путях так и не удалось. Вначале, еще до окончания строительства Окружной железной дороги, здесь организовали десятки «экскурсионных» поездов с инженерами из разных стран, которые приезжали ознакомиться с не имевшим аналогов железнодорожным городским мегапроектом. Затем, после запуска дороги, пассажирские перевозки вначале ввели, но через четыре месяца прекратили: их количество было незначительным из-за слишком дорогих билетов.
Движение на Московской Окружной железной дороге было официально открыто 19 июля 1908 года.
Через полгода тарифную сетку скорректировали и снова открыли станции для пассажиров, которых по-прежнему оставалось крайне мало. В основном МОЖД развозила рабочих и служащих расположенных вдоль нее предприятий, но после того, как в 1920-х в этих районах наладили стабильное трамвайное и автобусное сообщение, пассажиров опять заметно поубавилось. В итоге в 1934 году МОЖД, входившая тогда в состав Московско-Курской железной дороги, была выделена в самостоятельную железную дорогу и перестала использоваться для перевозки пассажиров. В 1950-х годах, когда по городским железным дорогам пустили электрички, Московское железнодорожное кольцо могло получить дополнительный стимул к развитию и возобновить пассажирские перевозки. Но этого не произошло, так как выяснилось, что старые мосты с низкими порталами не позволяют просто и дёшево электрифицировать трассу.
Очередной проект возобновления пассажирских перевозок на МОЖД относится к 1960-м годам и напоминанием об этом служит недействующий выход в центре станции метро «Ленинский проспект», который ведет к пассажирской платформе Окружной дороги. Однако и тогда идея не была реализована. Зная всю предысторию проекта, в 2012 году трудно было всерьез отнестись к информации о том, что московскими властями принято решение о начале масштабной реконструкции и организации пассажирского движения по Малому кольцу Московской окружной железной дороги. Но все необходимые работы были проведены за 4 года и в сентябре 2016 года Московское центральное кольцо (так называется теперь бывшее МОЖД) после 82-летнего перерыва снова начнет перевозку пассажиров.
7 ноября 1897
Император Николай II
Император Николай II на Особом правительственном совещании «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги.
3 августа 1903
МОЖД, входившая тогда в состав Московско-Курской железной дороги, была выделена в самостоятельную железную дорогу и перестала использоваться для перевозки пассажиров
19 июля 1908
Было официально открыто движениена Московской Окружной железной дороге. Как и планировалось, приоритет отдали грузовым перевозкам.
15 мая 1909
Перевозка пассажиров возобновилась после того, как тарифную сетку скорректировали.
1934
МОЖД, входившая тогда в состав Московско-Курской железной дороги, была выделена в самостоятельную железную дорогу и перестала использоваться для перевозки пассажиров.
1954
Пропускная способность движения поездов по Московскому железнодорожному кольцу увеличилась в десятки раз после внедрения технологии частичной автоматизации управления стрелками и сигналами
1959
Дорога была включена в состав Московской железной дороги как ее Московско-Окружное отделение.
1960-е
Появилось решение возобновить пассажирские перевозки, но оно так и не было реализовано.
конец 1980-х
В конце 1980-х годов было решено реставрировать сохранившиеся исторические здания Московской Окружной железной дороги и впоследствии возобновить перевозку пассажиров по ней.
2001
Появился проект реконструкции дороги и превращения ее в скоростную трассу с возможностью пересадок на метро и железнодорожные линии разных направлений.
осень 2010
Малое кольцо МЖД оказалось разорвано. В связи со строительством эстакады Четвёртого транспортного кольца станция Лефортово оказалась закрыта на реконструкцию, а транзитное движение через нее прекращено.
2012
Принято решение о перезапуске Малого кольца Московской железной дороги.
2014
Начало строительства транспортно-пересадочных узлов
лето 2016
Началась обкатка пассажирских поездов «Ласточка» на Московском центральном кольце – так теперь называется Московская окружная железная дорога. С сентября 2016 года МЦК начнет перевозку пассажиров
Поезда
Скоростные поезда «Ласточка» по уровню комфорта превосходят даже современные вагоны метро: в них есть розетки для подзарядки мобильных устройств, туалеты, система климат-контроля и крепления для велосипедов. Эти новые городские электрички на порядок тише и экологичнее своих предшественниц.
Красно-белые «Ласточки»
Пассажиров на МЦК будут перевозить новые скоростные «Ласточки» — поезда, собранные в России на предприятиях группы Синара. Подобные «Ласточки» в 2014-м возили гостей Олимпийских игр в Сочи, а сейчас используются, например, на направлении Москва-Тверь и Москва — Нижний Новгород. «Ласточки» могут развивать скорость до 160 км/ч, но на МЦК не будут разгоняться быстрее 80 км/ч. Интервал движения поездов составит 6 минут в часы-пик и 11-15 минут в остальное время. Ежедневно в рейс на центральное кольцо будут выходить 30 составов. Поезда на МЦК состоят из 5 вагонов, при этом общая длина состава достигает 130 м, а его максимальная вместимость — 1200 пассажиров. При необходимости, количество вагонов может быть увеличено до 10. Вероятно, такие «удлиненные» поезда запустят к чемпионату мира по футболу 2018 года. Ведь не случайно именно на ближайшей к стадиону станции «Лужники» создана самая длинная платформа на всем центральном кольце.
Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА
Розетки и Wi-Fi
Для работы в условиях города «Ласточки», создававшиеся как поезда междугороднего сообщения, прошли специальную подготовку: у них улучшены аэродинамические свойства, отстроена более резкая функция ускорения-замедления, особо защищёны токопроводящие линии. Вагоны городских электричек МЦК превосходят по уровню комфорта вагоны метро, так как оборудованы большими мультимедийными экранами, бесплатным Wi-Fi, а так же розетками, что позволит подзаряжать мобильные устройства в пути. В головных вагонах поезда (в первом и пятом) установлены санузлы с биотуалетами, оснащёнными специальным оборудованием для маломобильных групп населения. Система климат-контроля обеспечит комфортную температуру внутри салона в любое время года. Во втором и четвертом вагонах в первый год эксплуатации будут установлены стойки для перевозки велосипедов. Система климат-контроля обеспечит комфортную температуру внутри салона в любое время года.
Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА
На 20 минут быстрее
Например, добраться от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до станции «Владыкино» можно будет без пересадок за 12 минут. Сейчас этот путь занимает втрое больше — 39 минут. Другой пример: сегодня от станции метро «Ленинский проспект» до «Международной» можно доехать за 28 минут, а после запуска МЦК этот путь сократится до 10 минут.
В среднем поездка по столице станет на двадцать минут быстрее за счет сокращения маршрута: МЦК позволит, не доезжая нескольких станций до кольцевой ветки метро, сократить время пересадки на другие радиальные линии. Кроме того, железнодорожное кольцо существенно улучшит транспортную ситуацию в Котловке, Метрогородке, Коптеве, Хорошево-Мневниках, Бескудниковском и Нижегородском. В каждом из них откроются станции МЦК, что должно компенсировать отсутствия станций метро в этих шести московских районах.
Депо, мойки и «ночные парковки»
«Ласточки» базируются в депо Подмосковная в районе Сокол, именно там электропоезда проходят техническое обслуживание и ремонт. В парках экипировки Домодедово и Апрелевка для поездов оборудованы специальные моечные комплексы. А «парковаться» ночью готовые к рейсу поезда будут на специальных «пунктах отстоя» при станциях Пресня, Андроновка и Белокаменная.
Станции (ТПУ)
На МЦК 31 станция или транспортно-пересадочный узел (ТПУ), построенные в наши дни и оборудованные роутерами Wi-Fi, зарядными станциями для мобильных телефонов и планшетов, торговыми автоматами и бесплатными туалетами. Большинство пересадок на соседние станции метро и РЖД заработают уже в этом году, что существенно сократит время поездки по Москве на общественном транспорте.
Пересадки на метро и электрички
На МЦК сейчас 31 станция или транспортно-пересадочный узел, и все они спроектированы и созданы в наши дни. С 17 из них можно перейти на соседнюю станцию метро: 14 таких пересадок будут работать со дня открытия МЦК, еще три запустят в ближайшие годы. Таким образом, МЦК свяжет 11 линий метро, в том числе и строящийся Третий пересадочный контур. Уже в этом году начнут работать 6 пересадок на электрички пяти направлений: Казанского, Ленинградского, Савеловского, Смоленского и Ярославского. Еще 4 таких пересадки (на электропоезда Павелецкого, Рижского, Курского и Горьковского направлений) откроются в ближайшие годы после завершения проектировочных и строительных работ.
Станции
На крупных ТПУ МЦК установлены роутеры Wi-Fi, зарядные станции для мобильных телефонов и планшетов, торговые автоматы с едой и напитками, газетные киоски, аппараты для герметичной упаковки мокрых зонтов, лавочки и бесплатные туалеты. Все платформы оборудованы навигационными панелями, стойками «Живое общение» и пунктами обратной связи. Интерактивные сервисы помогут пассажирам ориентироваться на новой транспортной линии. Вестибюли и станции МЦК оборудованы информационными табло 1,5Х2 метра, сообщающими о времени прибытия поездов. Они установлены на платформах, во всех кассовых залах перед турникетами, а также в залах ожидания.
Во время обкатки на Московском центральном кольце Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Автомобильные и велопарковки
Более чем у половины станций МЦК будут располагаться автомобильные парковки. Так, уже сейчас можно взять напрокат велосипеды на ТПУ «Деловой центр», «Лужники», «Площадь Гагарина», «Ботанический Сад» и «Владыкино». Такие «теплые» переходы уже созданы на пяти станциях: «Владыкино», «Шелепиха», «Деловой центр», «Кутузовская» и «Локомотив». В 2017 году переходы «сухие ноги» появятся на станциях «Ботанический сад», «Окружная», «Нижегородская», «Измайлово» и «Бульвар Рокоссовского».
Переходы «сухие ноги»
Пересадочные узлы построены таким образом, чтобы на смену транспорта пассажир тратил как можно меньше времени. Система крытых переходов, построенных по принципу «сухие ноги», соединит между собой МЦК и метрополитен. Для того, чтобы совершить пересадку, не нужно будет выходить на улицу. Такие «теплые» переходы созданы на станциях: «Ботанический сад», «Владыкино», «Окружная», «Шелепиха», «Деловой центр», «Кутузовская», «Нижегородская», «Измайлово», «Локомотив» и «Бульвар Рокоссовского».
Для того, чтобы совершить пересадку, не нужно будет выходить на улицу.
Уникальна история еще одного «теплого» перехода, который соединяет единственную подземную станцию МЦК «Площадь Гагарина» и метро «Ленинский проспект». Это простоявший полвека в законсервированном состоянии выход в центре станции «Ленинский проспект», специально спроектированный и созданный в 1960-х для пересадки на пассажирскую платформу МЦК, называвшегося в те годы Московской окружной железной дорогой. Однако запланированное тогда возрождение пассажирских перевозок на московском кольце так и не состоялось, так что переход заработает только в этом году.
Уникальные станции
Канатчиково
Лихоборы
Некоторые станции МЦК будут выделяться за счет уникальных характеристик или функций. Так, самая длинная платформа будет на станции «Лужники», которой предстоит принять на себя весь поток болельщиков, который хлынет на одноименный стадион в дни проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. На станциях: «Площадь Гагарина», «Деловой центр» и «Нижегородская» в единый логистический комплекс связаны сразу четыре вида общественного транспорта: метро, РЖД, МЦК и наземный. «Окружная» свяжет железнодорожное кольцо с одноименной платформой Савеловского направления и одноименной станцией метро, которая строится на Люблинско-Дмитровской линии. Заново отреставрированные 86 станций и прочих зданий Московской окружной железной дороги 1903-1908 годов постройки не станут функциональными звеньями в системе новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), выполненных в виде мини-вокзалов, а будут выполнять, скорее, декоративную функцию. Самые интересные из них можно увидеть на станциях Канатчиково и Лихоборы.
Оплата и условия проезда
Билетная и тарифная системы на МЦК будут там такими же, как в метро. По одному билету можно будет проехать на Московском центральном кольце, бесплатно пересесть на метро и монорельс. Сделать пересадку нужно в течение 90 минут с момента первого прохода в метро через турникет. На МЦК будут действовать все городские транспортные льготы (социальная карта москвича, студенческий тариф) и существующие тарифы по карте «Тройка», билетам «Единый» и «90 минут».
Время работы и условия проезда
МЦК будет работать в те же часы, что и Московское метро: с 05.30 до 01.00. В течение первого года эксплуатации поезда «Ласточка» оборудуют велокреплениями, которые будут находиться во втором и четвертом вагонах. Всего в одном поезде можно будет перевезти до 12 велосипедов за раз. Для провоза по МЦК их не надо будет складывать и упаковывать в чехол. Однако в метро сохранятся все действующие ограничения на провоз велосипедов. На каждой станции в рабочие часы будут дежурить по четыре контролера в униформе. Они будут контролировать работоспособность турникетов, оплату багажа, а так же проверять у пассажиров билеты, как это делают сейчас в метро.
Оплата
Московское центральное кольцо интегрировано в систему Московского метрополитена, поэтому билетная и тарифная системы будут там такими же, как в метро. По одному билету можно будет проехать на Московском центральном кольце, бесплатно пересесть на метро и монорельс. Единственное ограничение — сделать пересадку нужно в течение 90 минут с момента первого прохода в метро через турникет. Похожие пересадки уже есть на монорельсе.